• Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form
в разделе: Зарубежье

Тянь-Шань - 2016. Кыргызстан. Часть 3

Размер шрифта: Больше Меньше
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
0

Прикосновение к Тянь-Шаню. Кыргызстан 2016 (Часть 3 из 3)

Тянь-Шань - 2016. Кыргызстан. Часть 1

Тянь-Шань - 2016. Кыргызстан. Часть 2

День шестой

На этот день был запланирован отъезд с базы Альп-Тур-Иссык-Куль. Тепло попрощавшись с хозяевами и постояльцами базы мы выехали далее по запланированному маршруту.

 b2ap3_thumbnail_152-20160824_081738.jpg

b2ap3_thumbnail_153-20160824_081821.jpg

b2ap3_thumbnail_154-20160824_082025.jpg

b2ap3_thumbnail_151-20160824_075917.jpg

Впереди нас ждало Барскоонское ущелье (Барскаунское), в переводе с кыргызского Барсово ущелье, которое расположено на южном побережье озера Иссык-Куль в пойме одноимённой реки, в 95 километрах от г.Каракол.

 b2ap3_thumbnail_155--.jpg

 b2ap3_thumbnail_156-20160824_085505.jpg

b2ap3_thumbnail_157-1.jpg

b2ap3_thumbnail_158-20160824_100612.jpg

b2ap3_thumbnail_159-20160824_100850.jpg

Памятник советскому грузовику КАМАЗ

b2ap3_thumbnail_161-20160824_133503.jpg

В средней части ущелья установлен памятник первому космонавту Ю.А.Гагарину, который очень любил это место и отдыхал в находящемся неподалёку военном санатории Тамга после своего первого исторического полёта в космос.

b2ap3_thumbnail_162-20160824_133338.jpg 

Ущелье знаменито своими водопадами Чаша Манаса,  Брызги шампанского, Слёзы барса, подняться до которых мы решили именно в этом порядке.  

Водопад Брызги шампанского виден прямо с дороги.

Найдите водопад 

Если судить о расстоянии до водопада и крутизне склона только по фотографии, то может показаться, что дойти туда не составит труда, хотя на самом деле это потребует определенных усилий. Тропа до водопада Чаша Манаса не представляет сложностей. Согласно легенде, он образовался после того, как Манас зачерпнул воды рукой и от этого в скале осталась чаша.

Водопад Чаша Манаса 

От Чаши Манаса тропа уходит влево (если смотреть на водопад) и поднимается по крутому склону вверх, по это ней можно попасть на водопад Брызги шампанского. По тропе пройтись было очень здорово: чистейший горный воздух наполненный хвойным запахом и великолепные виды оставили в памяти самые приятные воспоминания.

b2ap3_thumbnail_165-20160824_110533.jpg b2ap3_thumbnail_166-20160824_111057.jpg

b2ap3_thumbnail_167-20160824_111324.jpg 

b2ap3_thumbnail_168-20160824_111521.jpg

b2ap3_thumbnail_169-20160824_111725.jpg

b2ap3_thumbnail_170-20160824_114320.jpg

b2ap3_thumbnail_171-20160824_115229.jpg

Водопад брызги шампанского

Кстати его лучше посещать утром, где то до 10:30, тогда водопад будет полностью освещен солнцем, что позволит сделать отличные снимки, но мы об этом не знали и когда добрались до водопада, он был в тени горы.

Далее спустились до водопада Слезы Барса

Водопад Слезы Барса 

 За 3 часа прошли около 3-х километров, и пообедав поехали дальше.

 Через Барскоонское ущелье проходит автомобильная дорога к золотому руднику Кумтор, которая поддерживается в очень хорошем состоянии, такого грейдера я нигде не видел, по нему спокойно можно держать скорость 100 км./ч.

 b2ap3_thumbnail_174-20160824_095833.jpg

 Кумтор - третье по запасам золота месторождение. Залежи золота оцениваются в 700 тонн. Кумтор - самый последний высокогорный рудник в мире.

Золоторудное месторождение Кумтор было открыто в 1978 году, а технико-экономическое обоснование (ТЭО) по освоению месторождения подготовлено «ГИНАЛМАЗЗОЛОТО» Главного управления драгоценных металлов и алмазов при Совете министров СССР в 1989 г.

Однако освоение месторождения было отложено из-за высокой стоимости проекта — 995,4 млн. советских рублей (около 1,46 млрд. USD на тот момент).

Став независимым государством, Кыргызстан получил возможность привлечения западных инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых страны. Правительство Кыргызской Республики отдало предпочтение предложению канадской корпорации «Камеко».   4 декабря 1992 года в Торонто между сторонами было подписано Генеральное соглашение по проекту «Кумторзолото».

В настоящий момент Кумтор на 100 % принадлежит Centerra Gold Inc. В свою очередь, Кыргызстан через ОАО «Кыргызалтын» владеет 33% акций компании. По результатам геологоразведочных работ срок эксплуатации месторождения Кумтор продлен до 2023 года, а период переработки руды на золотоизвлекательной фабрике – до 2026 года. В 2002 году производство золота на Кумторе превысило 100 тонн на сумму около одного миллиарда долларов США. В настоящий момент на предприятии работают 2527 постоянных сотрудников и 352 сотрудника подрядных организаций.

За годы добычи были перемещены огромные объемы горной породы и других материалов, в том числе льда, что в свою очередь вносит свой негативный вклад в экологическую проблему исчезновения ледников в следствии глобального изменения климата. Приблизительно 94 % территории Кыргызской Республики находится на высоте более 1000 метров над уровнем моря, из них 40 процентов — выше 3000 метров, а 4 процента постоянно покрыты льдом и снегом. В течение прошлого столетия наблюдалось изменение климата на территории Центральной Азии. Проведенные Программой развития ООН исследования показывают, что с 1930 года в Центральной Азии исчезло около 1/3 (!) площади ледников, включая ледниковую площадь Кыргызской Республики. В отчете за 2009 год, подготовленном Правительством Кыргызской Республики для Рамочной конвенции ООН по изменению климата, говорится, что общий объем ледников в 2000 году сократился на 20% по сравнению с 1960-ми. В том же отчете говорится, что из-за изменения климата по «наиболее вероятному» сценарию общий объем, площадь и количество ледников уменьшится на 96,3 % к концу нынешнего столетия. Это означает, что ведущие научные эксперты Кыргызстана ожидают практически полное исчезновение ледников в Кырзызстане! Вот такой неутешительный прогноз.

На 31-м километре имеется контрольно-пропускной Кумтора - пост с закрытым шлагбаумом. В вагончике с охраной записали паспортные данные, номер машины и пропустили выше в горы. Через 6 км поднялись на первый перевал Сары-Мойнок высотой 3442 м. Еще через 5 км. проехали второй перевал - Барскоон (3819 м).

b2ap3_thumbnail_175-20160824_141412.jpg 

b2ap3_thumbnail_176-20160824_161247.jpg

b2ap3_thumbnail_177-20160824_161424.jpg А за ним открывается вид на долину Арабель-Суу.

b2ap3_thumbnail_178-20160824_163612.jpg

b2ap3_thumbnail_179-20160824_181804.jpg

b2ap3_thumbnail_180-20160824_163539.jpg

На сам рудник нас разумеется не пустили бы, поэтому на развилке ведущей к руднику едем прямо через долину Арабель-Суу на перевал Суек (4028 м.) – это была наивысшая точка всего нашего путешествия.

На перевале Соек (4028 м) Перевал Соек (4028 м)

На перевале Соек (4028 м)

Перевал Соек (4028 м)

 За перевалом открывается долина реки Тарагай.

 b2ap3_thumbnail_185-20160824_175956.jpg

b2ap3_thumbnail_186-20160824_172833.jpg 

b2ap3_thumbnail_187-20160824_173800.jpg

Маршрут был рассчитан до моста через реку Тарагай, так как судя, по фотографиям с panoramio и отчетам туристов он разрушен, но к нашему удивлению на его месте выстроили новый.

 Новый мост через реку Тарагай

Решили не отклоняться от запланированного маршрута и дальше не ехать. Обратная дорога через перевалы и Барскоонское ущелье выпала на предзакатное время и подарила множество интересных снимков.

b2ap3_thumbnail_189-20160824_181028.jpg

b2ap3_thumbnail_190-20160824_181755.jpg 

b2ap3_thumbnail_191-20160824_181759.jpg

b2ap3_thumbnail_192-20160824_184244.jpg

b2ap3_thumbnail_193-20160824_184846.jpg

b2ap3_thumbnail_194-20160824_184901.jpg

b2ap3_thumbnail_195-20160824_193007.jpg

b2ap3_thumbnail_196-20160824_193036.jpg

Закат на Иссык-Куле

В этот день еще хотели попасть в каньон Сказка, который расположен между пос.Барскоон и пос.Каджи-Сай, но световой день уже закончился, поэтому это мероприятие переложили на завтра.

Разместились на ночлег в пансионате Легенда, который расположен на южном берегу Иссык-Куля в поселке Каджи-Сай. Честное слово, как будто попали в СССР, все за исключением наверно только матрасов с тех времен. Сами приготовили ужин на площадке перед домиком, приняли душ, который кстати один на два номера.

 

День седьмой

Утром я прошелся по территории пансионата с целью посмотреть, куда же именно мы приехали.

b2ap3_thumbnail_198-20160825_071847.jpg 

 b2ap3_thumbnail_199-20160825_073053.jpg

b2ap3_thumbnail_200-20160825_074313.jpg

b2ap3_thumbnail_201-20160825_074358.jpg

Всегда можно посмотреть не занято ли :))

b2ap3_thumbnail_203-20160825_073850.jpg

Мы разместились в домиках «эконом класса» по 500 сом с человека, администратор сказала, что в Легенде есть апартаменты и подороже, может как раз с ними дела обстоят получше.

b2ap3_thumbnail_204-20160825_071856.jpg

 b2ap3_thumbnail_205-20160825_072006.jpg

b2ap3_thumbnail_206-20160825_074717.jpg

b2ap3_thumbnail_207-20160825_071910.jpg

b2ap3_thumbnail_208-20160825_072510.jpg

b2ap3_thumbnail_209-20160825_072525.jpg

b2ap3_thumbnail_210-20160825_074657.jpg

b2ap3_thumbnail_211-20160825_074703.jpg

Столовка

Столовка внутри

Пляж у них собственный песчаный, вода чистая.

b2ap3_thumbnail_214-20160825_072132.jpg

b2ap3_thumbnail_215-20160825_072327.jpg

b2ap3_thumbnail_219-20160825_081642.jpg

Так как вчера не успели заехать в каньон Сказку, пришлось вернуться на 16 километров назад.

По дороге проезжали недостроенный культурный центр «Алам Ордо» (аналог «Рух Ордо» на северном берегу Иссык-Куля)

 b2ap3_thumbnail_220-20160825_083221.jpg

 b2ap3_thumbnail_221-20160825_082707.jpg

b2ap3_thumbnail_222-20160825_082958.jpg

За въезд в каньон «Сказка» взяли по 50 сом с человека.

Свое название каньон получил за причудливый скалистый ландшафт, который за много лет был превращен ветром и осадками в сказочные изваяния и скульптурные ансамбли.

 b2ap3_thumbnail_223-20160825_085824.jpg

b2ap3_thumbnail_224-20160825_085842.jpg

b2ap3_thumbnail_225-20160825_085853.jpg

b2ap3_thumbnail_226-20160825_090039.jpg

b2ap3_thumbnail_227-20160825_090043.jpg

Некоторые участки «Сказки» получили ассоциативные названия за схожесть с тем или иным образом. Например, горная цепь в каньоне, получила название «Китайская стена» за схожесть с памятником китайской архитектуры. Здесь также можно встретить изваяния бегемота, змеи, спящего великана, дракона и целые замки.

b2ap3_thumbnail_228-20160825_091200.jpg

 b2ap3_thumbnail_229-20160825_091220.jpg

 b2ap3_thumbnail_230-20160825_091241.jpg

 b2ap3_thumbnail_231-20160825_091252.jpg

 Для посещения каньона крайне важно выбрать сухую погоду, без малейших осадков. Породы каньона, состоящие из красной глины и песчаника, едва намокнув, становятся вязкими и абсолютно непроходимыми.

Вот и пришло время возвращаться домой, но и тут мы решили немного продлить свое путешествие, выбрав дорогу через Кочкор, Кызарт, Чаек, Кызыл-Ой, через ущелье, по которому течет река Кекемерен, Суусамырскую долину, через двухилометровый туннель, проложенный через перевал Тоо-Ашуу на высоте 3400 м., через столицу Кыргызской Республики г.Бишкек.

b2ap3_thumbnail_232---.jpg

г.Боконбаевао. Далеко не везде ГазПромНефть заморачивается на строительство новых заправок

Орто-токойское водохранилище

Орто-токойское водохранилище

От Кочкора до автодороги Бишкек-Ош, ведущей через перевал с туннелем,  качество дорожного покрытия очень разное: асфальтовое покрытие среднего качества, сменяется грейдером, потом разбитый асфальт, есть участки зубодробительной гребенки, был и небольшой участок новой двухполосной трассы.

b2ap3_thumbnail_236-20160825_130724.jpg

 b2ap3_thumbnail_237-20160825_150429.jpg

Не найдя придорожных кафе, обедали в частном доме прямо с хозяевами, в поселке Башкаиныды, кажется. За вкусный лагман и чай с нас взяли всего 300 сом.

Подъезжаем к дороге, ведущей вдоль реки Кекемерен Река Кекемерен обладает могучей энергией, необычным зеленоватым цветом, имеет эффектные изгибы и пороги, что создает отличные условия для рафтинга. Вдоль течения реки проложена автомобильная дорога, которая позволяет любоваться видами реки на всем ее протяжении, разноцветными крутыми берегами и склонами гор, спускающимися к самой реке.

b2ap3_thumbnail_239-20160825_153829.jpg 

b2ap3_thumbnail_240-20160825_153842.jpg

b2ap3_thumbnail_241-20160825_154145.jpg

b2ap3_thumbnail_242-20160825_154244.jpg

b2ap3_thumbnail_243-20160825_154532.jpg

b2ap3_thumbnail_244-20160825_154701.jpg

b2ap3_thumbnail_245-20160825_154801.jpg

b2ap3_thumbnail_246-20160825_155209.jpg

b2ap3_thumbnail_247-20160825_155659.jpg

b2ap3_thumbnail_248-20160825_160525.jpg

b2ap3_thumbnail_249-20160825_162158.jpg

b2ap3_thumbnail_250-20160825_163141.jpg

b2ap3_thumbnail_251-20160825_164953.jpg

 После ущелья выехали на просторы Суусамырской долины.

 b2ap3_thumbnail_252-20160825_171320.jpg

 b2ap3_thumbnail_253-20160825_171327.jpg

 b2ap3_thumbnail_254-20160825_173057.jpg

Самую крутую «АЗС» ГазПромНефть мы встретили в Суусамыре

b2ap3_thumbnail_256-20160825_173439.jpg

b2ap3_thumbnail_257-20160825_173443.jpg

Подъезжаем к подъему на перевал

Высокогорный перевал Тоо-Ашуу связывает Чуйскую и Суу-Самырскую долины Кыргызстана. Перевал находится на высоте 3400 м. Это часть стратегической трассы Бишкек - Ош, которая соединяет северные и южные регионы Кыргызстана.

Подъем на перевал со стороны Суу-Самырской долины

 b2ap3_thumbnail_260-----2.jpg

 Южный портал туннеля

На вершине перевала Тоо-Ашуу находится туннель имени Кусейина Кольбаева (первый министр автотранспорта), который был построен в 1962 году. Длина туннеля - 2,2 километра.  До его возведения верхняя точка дороги была выше почти на 500 метров и перевал был открыт всего несколько месяцев в году.

Нам как то повезло быстро проскочить туннель, хотя из-за ремонтных работ образовалась неслабая такая пробка. Мы пристроились за местным водителем легковушки, и объехав грузовики просочились в туннель.

b2ap3_thumbnail_262-1.jpg

b2ap3_thumbnail_263-2.jpg

Дорожное полотно в туннеле наверно не ремонтировали с 1962 года, оно похоже выложено бетонными плитами, на стыках которых ощутимо потряхивает.

 Туннель довольно узкий

 Как тут разъезжаются две фуры не понятно

А вот и причина пробки. Перекрыли дорогу, но работы не производят. 

Ура ! выехали !

b2ap3_thumbnail_268-----1.jpg

Следов деятельности каких либо регулировщиков движения мы не заметили, похоже, что проезд осуществляется стихийно. А ведь в 2002 году тут случилась настоящая трагедия. Посередине тоннеля заглохла машина. Образовалась пробка. Из-за скопившегося угарного газа были человеческие жертвы. Вентиляция в туннеле есть, ее очень хорошо слышно, но видимо тогда она не справилась. Так что мы были очень рады, что быстро, практически сходу проехали туннель. Надеюсь, что местные власти наведут в этом вопросе порядок.

Спуск с перевала Тоо-Ашуу

 Качество дорожного покрытия на отдельных участках оставляет желать лучшего, но дорогу ремонтируют

 b2ap3_thumbnail_271-20160825_180931.jpg

b2ap3_thumbnail_272-20160825_181223.jpg

Лавинная галерея

b2ap3_thumbnail_274-----10.jpg

b2ap3_thumbnail_275-----11.jpg

Нельзя подъезжать сзади слишком близко к лошадке, может и лягнуть. Этот HONDA FIT получил удар копытами по зеркалу и двери

b2ap3_thumbnail_277-20160825_182635.jpg

Как выяснилось, сия дорога является платной … для иностранцев. В районе Сосновки с нашей машины взяли 350 сом.

b2ap3_thumbnail_278-20160825_192241.jpg

Спустились с перевала уже вечером. Ужинали в придорожном кафе.

От Сосновки и до самой границы очень высокая плотность населённых пунктов: с одного населенного пункта выезжаешь и практически сразу въезжаешь в другой.

 Ночной Бишкек

 Ночной Бишкек

На погранпереходе Карасу (с кыргызской стороны он называется Ак-Тилек) произошли небольшие заминки. Кыргызские пограничники выпустили нас без проблем, быстро произвели досмотр машины, ни к чему не прикапывались, но грузовики, проходящие таможню не оставили достаточного коридора для легковых машин,  пришлось подождать пока их немного разогнали погранцы. А вот на Казахстанской стороне мня, как потенциального контрабандиста отправили на полный досмотр автомобиля. Говорят «вы же с Кыргызстана едете, а там Афганистан рядом». На что я им резонно заявлю, что Кыргызстан даже не граничит с Афганистаном. Но эти доводы не возымели должного эффекта. В процессе досмотра все-таки пришли к взаимному пониманию, что я ничего запрещенного в особо крупных размерах не везу и обошлись без собак, сканеров, выгрузки всех вещей, вскрытия панелей и прочих прелестей полного досмотра. Кстати пассажиры проходят границу отдельно, пешком. Тем не менее, даже с учетом всех этих задержек обе границы мы прошли всего за час с 23:00 до 00:00.

Ура, мы в Казахстане !  На ночевку опять остановились в Кордае, в гостинице Somon, на этот раз в номере было все: душ, туалет, кондиционер, стоил он 7000 тг. в сутки (за номер), но мы договорились переночевать за 5000 тг.

 

День восьмой

Рано утром обменяли оставшиеся сомы на тенге и поехали домой в Караганду.

г.Кордай 

 г.Кордай

Памятник Акша Батыру, пос.Бельбасар

b2ap3_thumbnail_284-20160826_095222.jpg

Чуйский железнодорожный монумент. Кстати он до сих пор в рабочем состоянии и находится на балансе локомотивного депо Шу. Будущий монумент шел в Шу своим ходом в течение недели под прикрытием двух тепловозов. Его отправили на тепловозоремонтный завод. Здесь паровозу сменили всю обшивку, была полностью восстановлена и кабина машиниста.
От железной дороги до места установки памятника было проложено 200 метров временной железной дороги.

Кафе Мубарак

Подъезжаем к Караганде 

Ну вот мы и дома !

Итоги.

За восемь дней было пройдено 3560 километров, это не так уж и много, даже в поездках по Казахстану мы наматывали почти столько же.

Весь маршрут, по которому мы проехали был абсолютно проездной для легкового автомобиля.

Мы посетили множество ущелий, долин, проехали горные перевалы, самый высокий из которых был 4028 м., он же являлся самой высокой точкой нашего маршрута, проехали двухкилометровый автомобильный туннель в горах, и конечно же побывали на жемчужине Кыргызстана – озере Иссык-Куль, практически объехав его по кругу.

 

Общие впечатления.

- На самом деле, вряд ли можно передать посредством слов, фотографий и видео те потрясающие  эмоции и ощущения от прикосновения к Тянь-Шаню, ЭТО НАДО УВИДЕТЬ И ПРЧУВСТВОВАТЬ САМОМУ !  Эту красоту снежных вершин, на многих из которых не ступала нога человека, мощь скальных пиков, живописность ущелий, покрытых хвойными лесами и альпийскими лугами, жизненную энергию вечно движущейся стихии быстрых и чистейших горных рек.  Тянь-Шань оставил в памяти потрясающие и неизгладимые впечатления.

- Кыргызстан замечательная страна, по праву пользующаяся огромной популярностью  у разного рода туристов: любителей пляжного отдыха, автотуристов, велотуристов, автостопщиков, горных туристов, а зимой и горнолыжных, каждый может выбрать отдых по своим интересам, и при этом остаться довольным.

- Местное население очень доброжелательно относится к туристам, практически любой на русском языке может рассказать как проехать, где найти и ответить на другие вопросы.

- Ну и небольшая ложка дегтя, куда уж без нее J. К сожалению, сейчас в Кыргызстане стоимость услуг, питания, проживания и прочего стала дороже, чем было раньше, возможно этому виной разница в курсе тенге к сому в 2015 году (3 тенге за один сом) и в 2016 году (5 тенге за один сом). Бензин стоит дороже, чем в Казахстане, литр АИ-92 обойдется вам в среднем 35 сом. Таким образом бюджет нашей поездки составил 195 000 тенге на одну машину и двух человек.

- За шесть дней возможно охватить лишь малую долю достопримечательностей Кыргызстана, вот небольшой перечень мест, который из за отсутствия достаточного количества времени не удалось посетить:

* Эоловые замки

* город Ош

* город Нарын

* водопад Шаар

* Озеро Сонкёль

* базовый лагерь на пик Ленина (7134), это уже кстати не Тянь-Шань,  Памир

* Перевал Кызыл Арт (4290) и начало Памирского тракта

 

Благодарности.

Ханину Игорю Викторовичу, директору турфирмы «Альп-Тур-Иссык-Куль» за оперативное оформление разрешения на пребывание в погранзоне, а так же за консультации, интересные рассказы, радушный прием и отличную русскую баню !

Крапивину Саше, горному туристу, художнику из Москвы за увлекательные и познавательные рассказы во время поездки в г.Иныльчек, за компанию на пике Кургак и за работу оператором и фотографом в этот день.

Сушкову Льву, пользователю ресурса http://www.panoramio.com, работавшему на предприятии, которое вело буровзрывные работы на площадке ГОКа и строительстве дорог до весны 1992 года за предоставленную информацию городу Иныльчек и геолого-разведочным партиям на Кургаке.

 

О нашем путешествии мы смонтировали фильм, сокращенную версию которого (19 мин) можно посмотреть на youtube

В связи с тем, что youtube безжалостно сжимает видео и после этого его качество оставляет желать лучшего, мы выложили полную «режиссерскую» версию фильма (60 мин в HD качестве 1920 х 1080, размер 5,6 Gb) на торрент-трекере http://rutracker.org  В момент написания этого отзыва раздача находится на модерации, поэтому ее можно найти вбив с поиске сайта "Прикосновение к Тянь-Шаню", а если вы не зарегистрированы на rutracker'е, то можете просто скачать торрент-файл по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/6MFq/PC31qzJQQ

 

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Autotourist.kz
    Autotourist.kz Воскресенье, 19 Март 2017

    Начало всегда было самым сложным этапом в стартапе, и лучше всего его начинать с базовыми знаниями бизнес-процессов.
    Школ и академий много, но в Казахстане лучше всего обучаться в ММЮ (i-mba.kz)

Оставить комментарий

Гость Вторник, 16 Октябрь 2018