• Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form
в разделе: Зарубежье

Дорогами Алтая 2018

Размер шрифта: Больше Меньше
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:

DSC_03551.jpg

Ниже я представляю вниманию моих читателей эссе на тему автопутешествия «Дорогами Алтая». Описывать достопримечательности смысла не вижу – всё уже описано до нас и нами же в том числе. Немного мыслей относительно поездки, туризма и путешествий.

Все когда-нибудь заканчивается. Закончилось и летнее автопутешествие на Алтай. Не смотря на то, что подготовка к нему началась еще в середине мая, время безвозвратно ушло. Но время было обменяно по отличному курсу на крутые эмоции и бесценный опыт.

DSC_03491.jpg

Вот уже в пятый раз я побывал на Алтае. Но впервые это произошло летом. Хотелось вкусить все прелести природно-палаточного проживания в лесах среди гор и рек, показать эти красоты кому-то еще, поделиться впечатлениями. И, надо сказать, всё получилось.

С собой в путешествие я звал попутчиков. На зов откликнулись 6 человек и собака. Среди них были, как новички путешествий с Autotourist.kz, так и бывалые «старички». Автосостав подобрался весьма нелегковой – мой Renault Duster, Hyundai Santa Fe 2 поколения и TLC Prado 71 (короткая версия).

Традиционное фото на въезде в Горный Алтай

Три разных коня

Все машины очень подходящие для дальних путешествий. Разве что Prado может себе позволить гораздо больше на просёлке и бездорожье.

В полный состав колонна пришла в Барнауле, до которого добираться экипажам из Караганды и Омска пришлось одинаково долго. С казахстанской стороны замедляла движение граница, на которой мы простояли около 3 часов, а со стороны Сибири – это дорожные ремонты и объезд Новосибирска.

Один из любимых алтайских пейзажей. С Чертова пальца.

Из Караганды мы ехали следующим маршрутом. По рекомендациям знакомых, которые ездили по нему год назад. Кроме того, удалось подтвердить правильность маршрута у местных. Действительно, это не самый короткий, но самый вменяемый по качеству дорожного покрытия маршрут. Записывайте: Караганда – Павлодар – Щербакты -  Кулунда -  Благовещенка – Завьялово – Романово – Мамонтово – Ребриха – Павловск – Барнаул. На этапе Благовещенка – Завьялово попадалось много дыр и внезапно плохих участков. В остальном по России дорога разная – от отличной, до не очень. Тем не менее, везде асфальт, там же идут рейсовые автобусы. Хотя, порой кажется, что ты совсем ушёл с маршрута. Уж очень декорации похожи на глубоко провинциальные. Про дорогу от Караганды до Павлодара ничего говорить не буду – слишком уж много сказано о ней.

Камышлинский водопад

Маршрут был рассчитан на 3800-4000 километров и 9 дней. Первый и крайний день отводились на перегон до Барнаула и обратно. В остальные же дни мы наслаждались природой, культурными и историческими достопримечательностями. Мы посетили множество точек, в которых я уже бывал, и даже не раз, в своих предыдущих поездках. Летом, конечно, они выглядели иначе. Гораздо зеленее и…многолюднее. Количество людей, едущих на Алтай летом, не поддается сравнению. Хотя нет…центральная улица Борового в летние праздники. Или улочка вдоль пляжа на Гоа. Кажется, когда-то я уже сравнивал с ними какие-то туристические места. Но на этот раз подобные ассоциации вызвали самые туристически насыщенные места на Алтае. Таковыми оказались – район Манжерока и район Чемала.

Старый мост через Куюм

Куюм впадает в Катунь

Вид со смотровой водопада Чечкыш

Очень недостроенная Катуньская ГЭС, на которую несёт рафтеров

Вид близ Ороктоя

Меня почему-то притягивает Камлак. В нём вот так.

Людей не просто много, их очень много. Невозможно остаться наедине с природой. Мало того, чтобы пройти на какой-то туристический объект надо отстоять, порой, немалую очередь. Кроме того, отстояв очередь, ты обязан заплатить по таксе 100, 150, 200, а то и все 250 рублей за вход, въезд, проход, стоянку, подъем. Спустя пару дней нам это дико надоело, и мы отправились вглубь Горного Алтая. Благо это совпало с запланированным маршрутом. Боль платежей и «базарности» окружающего несколько отрывала от наслаждения природными красотами. Надо сказать, я укрепился в мысли о мудрости посещения подобных мест в несезон, т.е. до июня и после августа. Половина «арт-объектов» в подобное время является абсолютно доступным и даже бесплатным. Правда и гостиничная инфраструктура становиться гораздо уже. В любом случае, найти место для ночевки с подходящими условиями и за подходящую цену возможно в любое время года. Хотя в палатке жить лучше только летом.

DSC_05011.jpg

DSC_05301.jpg

DSC_05401.jpg

Даже природные объекты, которые никто не брал у государства в аренду, или маршруты, которые пролегают через предполагаемо частные территории (а может и нет, как проверить?), становятся резко платными. Не удивительно, что любой, кто хоть как-то может сделать это, «зашибает» копейку с туристов. А на протесты и вопросы отвечает фразой: «мы здесь с 90-х стоим». И спорить как-то не хочется. Ведь ты приехал сюда за гостеприимством и природой, а не ругаться. Бесспорно, часть денег с подобных сборов уходит на содержание самих объектов и уборку территории, остальное же большинство оседает в карманах предприимчивых алтайских граждан. И это, наверное, не плохо. Хорошо в плане экономического развития региона. Это обеспечивает еще больший «отъем» денег у туристического и заграничного населения. Но… масштабы и легкие подсчеты со стороны…поражают. Появляется грустинка. Особенно, если ты уже посещал это место бесплатно. А теперь здесь поставили шлагбаум, ворота, натянули веревочку и собирают по 150.

Член экипажа Маруся.

DSC_05431.jpg

DSC_05441.jpg

Очередной археологическо-исторический памятникПредыдущие пара абзацев могут показаться читателю брюзжанием. Но на самом деле это критический взгляд на туристические места с мизантропной точки зрения. И вывод его таков – съездить в сезон можно, но с пониманием происходящего. Ездить лучше перед и после основного времени отпусков. Пока погода уже или еще теплая, но народ в это время трудиться в душных офисах на благо экономики своих стран. А посещать туристические объекты, по моему мнению, нужно. Возможно, выборочно. Но нужно иметь представление и о них. Иначе картинка будет не полной. Все выводы касаются, пожалуй, любых популярных туристических и природных зон.

На старом Чуйском тракте

Вид со старого тракта на перевале Чике-Таман

На Чике-Тамане

DSC_05861.jpg

Безусловно, есть люди, которым очень понравится импровизированная ярмарка на Чемальской ГЭС с разнообразием мёда, медовухи, трав, халвы и сувениров. В первый раз это действительно может понравиться. Поэтому я высказываю лишь свое мнение и даю рекомендации. Кому-то они могут не подойти.

Итак, давайте после эссе поговорим немного о более диких местах и самом правильном и здоровом отдыхе – в палатках. Первый населенный пункт по Чуйскому тракту, который произвел приятное впечатление это Камлак. Снова, как и 4 года назад. Не смотря на относительную близость к «Манжерокской зоне», в Камлаке резко сокращается популяция «матрасных» туристов. Они либо не доезжают сюда, либо проезжают мимо. Здесь останавливаться я рекомендую. Можно сходить погулять по ботаническому саду и полюбоваться на природу почти без людей.

На самом деле ездило не 3 машины) Шучу, пробка перед ремонтом дороги

в Ине

Старый мост в Ине

Ходить по мосту нельзя. Только баранам можно.

Каменные стеллы в Ине

DSC_06101.jpg

Слияние Чуи и Катуни

Все хотят путешествовать с комфортом

Ну, а дальше рывок до Акташа. Через Семинский перевал и старый Чике-Таман. Мы поднялись и спустились по старому Чуйскому тракту. После экскурсии в музее Бийска это сделать было еще более интересно. Пережить хотя бы кусочек эмоций водителей «тех лет». Когда-то, в доавтомобильную эпоху перевал Чике-Таман как огня боялись погонщики и караванеры. Отсюда можно было не вернуться.

DSC_06161.jpg

DSC_06181.jpg

Петроглифы в Калбак-Таше

Петроглифы в Калбак-Таше

Памятник Кольке Снигиреву

Кусочек старого тракта

DSC_06471.jpg

Две ночи мы провели рядом с Актайшской ГЭС с невероятным видом на Чую, лес и снежную шапку какой-то вершины.

Подъем на ретранслятор в Акташе оказался гораздо сложнее и продолжительнее, чем могло представляться. При всей моей «внедорожности», в какой-то момент наступила усталось от бесконечного подъема со сложными и очень крутыми местами. Загруженная машина и полный багажник на крыше веселья не добавляли, а, наоборот, притягивали машину к земле, на которой то и дело попадались большие и острые камни посреди импровизированной колеи. Надо сказать, что в советские времена здесь на высоте около 2,5 км добывали ртуть. Рудник так и остался, временно законсервирован, а строения временно зияют пустыми глазницами выбитых окон. Насколько временно - никто не знает. А когда-то ртутная добыча была основной причиной к появлению самого Акташа. Теперь же на туристах зарабатывать интереснее и выгоднее. Виды с 3 километровых вершин завораживают. Там тебя окружает другая растительность. Спуск, пожалуй, не легче подъема. А разъезжаться со встречными весьма неудобно. Видели ребят на семёрке жигулей, которые пытались подняться. Проехали они совсем немного. И со скрипом развернулись.

У нас подъем и спуск заняли около 3 часов. С учетом того, что мы нигде особо не стояли. Если уж собрались покорить эту «джипперскую Мекку», то рассчитывайте свое время. И поднимайтесь по возможности в машине без тяжелого груза. Эмоциями вы будете обеспечены надолго. В сложным местах оставайтесь хладнокровными. Желательно иметь хотя бы какой-то опыт езды по бездорожью и горам. А если очень хочется, но машину жалко или она совсем не подходит для подобного ралли, то местные ребята всегда готовы прийти на помощь. Всего в каких-то 4-6 тысяч рублей вам обойдется трансфер в «бобике» на вершину с прекрасными видами. Думайте сами, решайте сами – лезть или не лезть. Если все-таки поедете на своем транспортном средстве, то будьте готовы отдать 100 рублей за проезд через остатки ртутного рудника. На высоте в 2,5 километра тоже думают о вас.

Акташская ГЭС

Мы ночевали с таким видом

Курайская степь

DSC_06731.jpg

DSC_06761.jpg

DSC_06831.jpg

DSC_06891.jpg

DSC_0690.jpg

DSC_06931.jpg

DSC_06961.jpg

DSC_06991.jpg

Еще одна ночь у нас прошла в лесах под Улаганом. Просто в каком-то лесу со звенящей в ушах тишиной. Если поедете в долину Чулышмана, то знайте про «зубодробильный» грейдер после Улагана. Он останавливает даже людей на кроссоверах. Остановил и нас. Prado все-таки добрался до водопада Учар, в то время, как оставшаяся команда, наслаждалась лесной тишиной и залечивала нервишки после подъема на ретранслятор.

Тем не менее, остался повод узнать и эту часть Алтая в следующую поездку.

Гейзеровое озеро

Наша группа

Вид с 2,8 км

Ртутные рудники под облаками

DSC_07401.jpg

Достопримечательностей, намеченных на 7 дней, было великое множество. Большую часть мы посетили, но остались и неосвоенные объекты. Тут вам археология и история, петроглифы, мосты, реки, озера, водопады, причудливых форм горы, смотровые площадки, музеи и рынки, стеллы и кусочки старых дорог. И, как это часто бывает, стоит сделать несколько шагов в сторону от основной дороги, и ты попадаешь на очередной интересный объект.

Кстати, во многих  местах идёт расширение Чуйского тракта, взрывают скалы, укладывают новый асфальт. Готовятся к столетию тракта, которое будет отмечаться в 2022 году.

Пызырыкские курганы

Улаганский грейдер

Музей в Улагане

Копия колесницы из пызырыкских курганом. Впечатляет!

Улаган

Наконец-то за время путешествия мы увидели ни одну и ни две машины с казахстанскими номерами. Были автомобили из Павлодара, Астаны, Алматы, Петропавловска и даже Караганды. Приятно, что среди многообразия российских и европейских автотуристов встречаются и наши. Хотя автомобилей с монгольскими номерами гораздо больше. Но они не путешествуют, а транспортируются.

Закончить свой рассказ я хочу пожеланием. Не бойтесь ехать, не бойтесь открывать новые горизонты. Осваивайте мировые достопримечательности. Готовьте машину и езжайте! Это совсем не сложно и, как вы сами убедитесь, абсолютно доступно. Ведь в старости все мы будем сожалеть только о том, что мало любили и мало путешествовали. До новых встреч!

DSC_07821.jpg

DSC_07901.jpg

DSC_07971.jpg

DSC_08031.jpg

Один из бесконечности водопадов

DSC_08221.jpg

DSC_08321.jpg

DSC_08331.jpg

DSC_08351.jpg

IMG_20180702_164618_HDR.jpg

Так мы ночевали в Камлаке

Наш лагерь на Акташской ГЭС

Стоянка под Улаганом

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Пятница, 17 Август 2018