#MongolTrip2019 — часть 1
Монголия – страна, в которой вожделеют побывать тысячи туристов со всей земли. Монголия – это своеобразная Мекка в мире путешественников. Чем же она так привлекает и почему мы туда поехали?

До прошлого лета я также, возможно, как и вы, искренне не понимал, что там делать и зачем мне нужны монгольские степи.
Когда у меня совсем под боком есть казахстанские. Безусловно, я понимал и тогда, что степи могут быть очень разнообразными и непохожими друг на друга.

Разная растительность, климат, почвы, ландшафт – всё это определяет внешний вид локации и ваше восприятие.
Монголия – страна, в которой вожделеют побывать тысячи туристов со всей земли. Монголия – это своеобразная Мекка в мире путешественников. Чем же она так привлекает и почему мы туда поехали?

До прошлого лета я также, возможно, как и вы, искренне не понимал, что там делать и зачем мне нужны монгольские степи, когда у меня совсем под боком есть казахстанские. Безусловно, я понимал и тогда, что степи могут быть очень разнообразными и непохожими друг на друга. Разная растительность, климат, почвы, ландшафт – всё это определяет внешний вид локации и ваше восприятие.

А Монголия все потихоньку точила во мне зерно сомнения. Может быть нужно? Может быть это того стоит? Не зря же все эти люди с кардинально разным личным достатком и уровнем жизни своих стран устремляются на любых транспортных средствах туда, к Улан-Батору, к какой-то заветной мечте.

Наступила очередь исследования, когда я начал рыть любую доступную информацию в сети на тему поездок в Монголию. Было это прошлой осенью. И уже тогда у меня было почти утвержденное решение – надо ехать и смотреть все своими глазами, пробовать Монголию «на колесо».
Зимой у меня уже был готов черновой маршрут поездки, который изменялся мной, в последующем, несколько раз. В последний раз буквально за пару недель перед выездом. Еще в январе-феврале я начал объявлять, что путешествию быть.

Полгода пролетело незаметно. Подготовка велась все это время с перерывами. В первую очередь, подготовка по знаниям региона и окружающей среды на маршруте, а также по техническому состоянию автомобиля. Хотя по машине все было совсем не глобально, она и так готова ко многим дорожным подвигам. Обновил резину, на более актуальную в Монголии и, в принципе, для меня и моих поездок (General Grabber AT3), поставил стальную защиту редуктора, полная диагностика, замена масла (залил Лукойл Genesis, которое показало себя только с лучшей стороны) и фильтров перед выездом. На этом с техникой всё.

Далее следовало объявление о наборе компании в столь нетривиальную для нашего региона экспедицию. К слову, многие, просто боятся подобного маршрута. Ведь это что-то неизведанное и сложное. И то и другое является правдой. Но поездка от этого становиться еще более интересной.

Чем же Монголия привлекает путешественников? Не туристов, которые любят, чтобы всё было включено и желательно в ближайшей доступности к пляжу, а именно путешественников, кто любит, чтобы выключено было все, включая отопление. В первую очередь, это необычайный простор. Во вторую, но не последнюю, низкая заселенность и дикость. Дикость в понимании аутентичности. Простыми словами – много природы, мало людей. А это именно то, что надо!


По поводу простора скажу, что Монголия действительно способна удивить даже жителя Казахстана. Какой-то необычайный объем, огромные масштабы. Очень сложно определить расстояние до объектов. Зачастую они оказываются в несколько раз дальше и больше, чем ты предполагаешь. И это вовсе не значит, что в Казахстане хуже или менее красиво! Казахстан еще более богат на разнообразные пейзажи. Но в Монголии правят балом объем и масштабы.

Принято считать, что Монголия, как и Казахстан это степная страна. Но, как мы с вами знаем, это далеко не так. Вернее, не совсем так. Степи, безусловно, есть, и они составляют большую часть территории, но есть еще огромное количество холмов, гор, лесов, озер. И все это как жемчуг, раскиданный кем-то по стране. Жемчуга, надо сказать, очень колоритные, живописные и частые. В этом мы убедились сами, своими глазами. Было настолько непривычно и необычно, когда мы на протяжении нескольких дней ехали вдоль гор и лесов по Монголии. А еще это все происходило на высоте от 1000 до 2600 метров над уровнем моря. Вы знали, что в Монголии есть множество горных перевалов?


Сложно описать словами все впечатления от этой страны. Эмоции от увиденного и самой поездки, как обычно, будут догонять меня еще очень долго. Но однозначно я хотел бы вернуться туда снова. И проехать по другому маршруту, а, может быть, и повторить уже пройденный, но более медленно и обстоятельно.

Оказалось, что страна, хоть и обладает самой низкой плотностью населения, не является на столько уж дикой, бездорожной и непонятной, как это представлялось.

Основные дороги строятся. Грейдер быстрыми темпами при помощи китайских рук и техники превращается в асфальтированные трассы. Степные дороги вполне приятны, а грунтовки вполне сносны даже для средней легковушки. Самую большую проблему на пути представляют собой переправы через реки. Мостов очень мало, но и эти участки можно объехать, заранее спланировав. На нашем пути был только один такой участок.

Монголия это очень «натуристичная» страна с сильным культом духов природы. Погодная обстановка здесь способна меняться в считанные минуты. Словно, она реагирует на какие-то твои мысли и переживания.

А еще Монголия не терпит к себе неуважительного или стереотипного отношения.

Не стоит ехать сюда с мыслью о ее безнадежной отсталости. Все на самом деле не совсем так, как мы представляем. Улан-Батор, например, чем-то напомнил мне Астану, но показался более уютным. Старые строения перемешались с новыми небоскребами, отличный асфальт, разметка и светофоры.


Странно звучит, наверное, но Монголия будет тебя проверять, и, почувствовав фальшь или пренебрежение, обязательно накажет. Так что в эту страну стоит ехать с чистым и открытым сердцем, готовым воспринимать всё как есть. Монголы никуда не спешат, наверное, потому что они уже всё давно поняли. Посетив эту страну, мы тоже кое-что поняли. Что-то такое, что останется с нами внутри навсегда.


Далее я описываю хронологию движения по маршруту, после чего остановлюсь на отдельных темах, которыми многие интересуются.

Кроме того, уже начался монтаж видео из поездки. Не пропустите!


Приятного чтения!

День 1
Караганда — Барнаул, 1000 км, 17,5 часов

Готовишься, готовишься, а потом... наступает тот день, когда нужно отправляться в путь. И это даже немного пугает. Ты думал, что это случиться, но когда-нибудь потом.


И вот, после подготовки, всех закупок и приготовления пищи в дорогу, сон всего 3 часа. А потом езда, съёмки, позитив! Пока ещё не до конца понимаешь, что происходит.


Был асфальт, плохой асфальт, ужасный, грейдер и граница.


Границу проходили 2 часа. Что для Кулунды очень неплохо.

Одна машина из двух сошла с маршрута по техническим проблемам. В подобных поездках бывает так, что дорога вносит свои коррективы, порой, независимо от тщательности подготовки.

В первый же день после 400 первых километров мы потеряли Lexus. Вернее, мы ещё надеялись, что он нас догонит где-то после Павлодара по дороге в Барнаул. Но...увы. В Павлодаре автомобиль стал себя вести очень странно, появились пропуски зажигания в некоторых цилиндрах, двигатель стал троить. На сервисе пытались поменять свечи на какие-то подходящие. Это, вроде бы, решило вопрос. Но частично и не на долго. В итоге Дима решает возвращаться домой. Машина не разгоняется и троит.
Уже дома он меняет свечи на новые хорошие, и вопрос пропадает сам собой. Мистика, да и только.

Спасен Мерседес из Павлодара и дотянут около 40 км до крупного поселка Завьялово в СТО. В Алтайском крае мы остановились у голосующего водителя машины с павлодарскими номерами. Выяснилось, что машина заглохла и отказывалась заводиться. Полный салон пассажиров направлялся в Монголию, как и мы, на праздники. Конечно, мы решили помочь землякам. Тем более, что Дастеру такая помощь вполне по зубам – тащить груженый Мерс по грейдерам Алтая.
Сегодня заселились в гостиницу на Чуйском тракте около Новоалтайска под названием Облепиха. Тётя на ресепшене долго требовала с нас миграционные карты, коих на границе нам не дали (по закону казахстанцы могут находиться до 60 дней в России без оформления миграционной карты). Еле отбились от нее и все-таки заселились. И только теперь я знаю, что в Алтайском крае чрезвычайно жесткая миграционная политика в отношении гостиниц. Которая, впрочем, легко упрощается в необходимую сторону.

Renault Duster чувствует себя отлично!
День 2
Новоалтайск — Акташ, почти 600 км, около 10 часов
Сегодня мы прошли 500 с лишним километров. И эти километры были усладой для нашего взора. Горный Алтай не перестает меня удивлять красотой. Каждый раз, как впервые. Ехали размеренно, смотрели по сторонам и кайфовали.

Поставил галку в личном списке — искупался в Катуни. Несколько раз! Обнаружили, что багажный бокс пытались вскрыть. Видимо, где-то на ночной стоянке. Хотя уже во время разбора фотографий поняли, что после ночевки с боксом было все нормально. Видимо, пытались вскрыть прямо рядом со стелой при въезде в Республику Алтай, пока мы плескались в Катуни.
За день получили невероятное созерцательное удовольствие.
В Акташ прибыли уже ночью. В темноте разглядели нашу третью машину и познакомились лично с ее экипажем. До этого мы были знакомы только через интернет и посредством телефонной связи.

После ночного ужина была баня с целью смытия дорожной пыли. Баня, надо сказать, произвела на нас странное впечатления. Цель мы, конечно, достигли, но баня была невероятно низкая и широкая, чем немало нас удивила и заставила задуматься о ее функционале.
Легли спать, а под окнами коты орут.
День 3
Акташ — Ташанта, 200 км, 6 часов
План на сегодня. Пробраться к границе с Монголией. По пути покататься по красивым местам.

Что может быть лучше Renault Duster? Только два Renault duster! Команда путешествия в сборе.

Сегодня прошли около 200 километров до границы с Монголией. По пути заехали на Марс — местную достопримечательность. Кусок красноватой горы. У нас в Казахстане я такие встречал много раз. Испортил впечатление от горы и платный подъезд - 100 рублей. Кроме того, Марс оказался довольно локальным. Не впечатлило. Совсем! Поезжайте в Бектау, побережье Зайсана или в Западный Казахстан – там марсианские пейзажи куда более впечатляющие.
Потом сгоняли на Тархатинский мегалитический комплекс. Куча больших камней, стоящих по кругу (местный Стоунхендж) Говорят, что это одно из мест силы алтайцев. Якобы проводили какие-то исследования и выявили необычные энергии, которые способствуют быстрому и глубокому гипнозу.

Точно сказать не могу, но голову там стало как-то странно давить. А живности этот круг явно очень по нраву – кучу сурков, мышей, птиц так и манит внутрь.

Приехали в Ташанту на российско-монгольскую границу. Она не работала все выходные. Перед нами машин 20. Надо сказать, режим работы весьма интересный – с 9 до 19 часов с понедельника по пятницу.
Познакомились с чехами на пикапе с жилым модулем, которых несколько раз за сегодня наблюдали на горизонте. Выпили с ними медовухи и поболтали. Классные!

Встретили спасённый нами на днях Мерседес из Павлодара, он стоял первым перед воротами границы.

Куча машин с номерами РК (Астана, Алматинская область, Караганда). Словно, мы дома.
Но обстановка не очень понятная. Очень много народа пытается пройти границу до начала национального монгольского праздника Наадам. Этот праздник по значимости можно охарактеризовать как смесь Наурыза и Дня Независимости для казахстанцев. На протяжении 3-5 дней в стране закрыто буквально все, включая границы.

Второй экипаж ушел спать в гостиницу. Мы завалились в машине. Сидя.

Цель на завтра — как можно быстрее пройти границу. А далее в Улгий.
День 4
Ташанта — Улгий, 120 км, 9,5 часов
Сегодняшний день был всецело отдан переходу в Монголию. Потрачено 8 часов жизни в стоянии в очереди и только в после 5 вечера мы попали на территорию вожделенного государства. Был риск остаться на нейтральной полосе еще на день.

А следующий день является последним рабочим перед праздниками. Количество желающих перейти туда или обратно только возрастает. Накаляется и обстановка. А монголы никуда не спешат. Это вообще их национальная идея.

Впечатлений от очереди не особо много и все они не очень позитивные. Хотя были и приятные моменты - знакомство с ребятами из Чехии.
В остальном долго, нагло(со стороны некоторых особо приближенных к монгольской стороне особ или лиц, располагающих энной лишней суммой денег для внеочередного перехода), непонятно и ещё раз долго. Очень!

После прохождения границы, покупки страховки и симки, которая так и не даёт мне интернет, мы отправились в Ульгий. Виды просто "отвал башки"! Просто нереальный объем и пространство!

Все удачно и мы ночуем в городе Ульгий. Заселились в гостиницу с третьей попытки. Сходили поесть первый раз за день.

Завтра обмен валюты и в "пампасы"!
День 5
Улгий — Улаангом, 300 км, 14 часов
Сегодняшний день был своеобразным посвящением в Монголию. Разменяли деньги в банке по курсу 40,8 тугриков за рубль. На границе нам меняли по 40.

Наконец-то подключили местную телефонную связь в официальном офисе Unitel. Очень рекомендую. Не берите симки на границе — это дороже и никто никакой ответственности за работу вашей связи не несёт. У меня Интернет на поспешно купленной у "барыги" симке так и не заработал. Пришлось брать ещё одну.

За день прошли около 300 километров. Но какие они были!

Виды продолжают взрывать мозг. Очень сложно понять на каком расстоянии находятся те или иные объекты. Было немного асфальта от Ульгия до Цаганура. Дальше каменистая тропинка через ущелье, а потом мы выехали на плато диаметром километров 70. По всей видимости, это дно древнего моря. Все плато усыпано крупными скруглёнными камнями. Далее знакомая «казахстанская» степная дорожка и грейдер.
Форсировали множество бродов. На одну широкую реку потратили больше 3 часов. Прошли ее вдоль и поперек ногами. Провели все эти часы в ледяной горной воде, пока нашли подходящий путь и переправили машины. Река состояла из нескольких бурных потоков с кусочками суши между ними, а брод был весьма непрямолинеен, глубина реки в некоторых местах доходила по грудь человеку среднего роста.

Мы с моим экипажем буквально вытоптали дно в поисках оптимальной траектории с глубиной примерно по колено. Кроме бурлящих вод и периодически смываемых ими резиновых тапочек с моих ног, которые я ловил в самый последний момент, в тонусе нас держала целая стая слепней. Они жалили нас без всякой жалости и с каким-то голодным остервенением. Прокусывали даже через футболки. В результате у одного из моих штурманов покраснели и опухли ноги. Краснота спала только ближе к концу поездки. Штурману была оказана первая медицинская помощь в виде специальной мази, которой он пользовался еще несколько дней. У меня тоже появилось дополнительное повреждение на стопе, которую я проколол какой-то колючкой уже на другом берегу реки.
На одном из участков белый Дастер ошибся в пилотировании и слетел с траектории, угодив правой стороной в промоину. Пришлось пятиться задним ходом по броду и вытаскивать его динамическим тросом, что получилось далеко не с первого раза. Один из тросов порвался, а крюк прилетел мне четко в номерную рамку.

После этого инцидента мы еще раз внимательно протоптали ногами всю дальнейшую траекторию и использовали всех имеющихся членов команды в качестве вешек для переправы автомобиля. Эпичность ситуации усиливал дым или пар из-под капота белого Дастера, который появился во время сидения его на брюхе, а также шедший неподалеку в горах ливень. За последние полчаса вода в реке заметно увеличила скорость своего течения и поднялась. Хотелось запаниковать, но было не до этого.
Думали разбить лагерь на ближайшем после брода озере, но дул сильный ледяной ветер и надвигался ливень. Решили ехать до Улангома в ночь.
Спустились с высокогорья. Прошли несколько перевалов во тьме. Похоже, там было бы очень красиво при свете дня.

Почти в полночь заселились в первую замеченную нами гостиницу в Улангоме. Обнаружили, что на белом Дастере пропал гидроусилитель. Похоже, выдавило жидкость в броде или перебило шланг. Видимо, дым был именно от этого. Будем разбираться.
Начинается Наадам — всемонгольский праздник, когда никто и ничто не работает. Но мы справимся.

Радует, что самый сложный участок маршрута пройден. И он был эмоционально шикарен!
День 6
Улаангом — Хяргас Нуур, 170 км, 4 часа
На сегодняшний день цель — решить проблему с гуром, доехать до озера Хяргас Нур.
Утром попытались решить технические неполадки с белым Дастером. Даже нашли СТО, где монголы уже не особо хотели работать и просто долили масло в бачок ГУРа, показав жестами ОК. На мои просьбы сменить жидкость еще раз, ответили отказом и репликой, что с насосом все в порядке. Общаться сложно даже через гугло-переводчик. Владелец автомобиля разбирать узел самостоятельно для полной диагностики побоялся – решил взять масла впрок и доливать при необходимости.

Сегодня день заслуженного расслабления. Шикарная асфальтовая дорога, которая идёт от Улаангома на восток. Мы проехали по ней около 150 километров до озера Хяргас Нур. Каменистые берега без растительности и насекомых, чистейшая солоноватая вода. Накупались вдоволь. Жара +36!

Внезапно налетевший ураганный ветер сорвал наши тенты. Перемена в погоде произошла буквально за минуту. До этого был полный штиль. Думали, что дождь, появившийся на горизонте, намочит и нас, но он прошел стороной. Шквальный ветер был всю ночь. Ночь теплая, около +25. Спали на спальниках, а не в них.
Возможно, странно, но осадки нас миновали после того, как я кинул пару монеток в озеро и мысленно поговорил с ним. Всё-таки край духов и шаманизма. Вроде сработало.

Еще днём ели в придорожной кафешке буузы (монгольский аналог мантов и хинкали). Много мяса! Обычно в монгольских харчевнях их лепят чуть ли не при клиенте, но здесь достали из морозильника и сварили прямо у нас на глазах. Местечко, как и многие другие заведения общепита в глубинке Монголии, внешним видом доверия не вызывало. Первая мысль при входе – антисанитария. Но нет, при видимой неубранности и пошарпанности, случаев отравления в нашей команде на протяжении всего маршрут не произошло. Да и не слышал я, чтобы кто-то отравился в Монголии. Продукты обычно очень свежие, а руки мытые.

Вечером экипаж белого Renault Duster сварил борщ! Это было шикарно!

Все больше созерцаем. Шок от объема и пространства. Расстояния до объектов определить невозможно. Предполагаемые 10 километров можно ехать раз в 5 дальше.
Продолжение следует...

#MongolTrip2019 — часть 2
#MongolTrip2019 — часть 3
ФИЛЬМ. #MongolTrip2019

Дальше еще интереснее!
Путешествие поддержали:
Сеть Шинных центров Unityre (Алматы, Астана) - Unityre.kz
Компания КазИндастриОйл - официальный дилер моторных масел Лукойл (Караганда, Казахстан) - Kaz.io