• Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form
в разделе: Восточный Казахстан

Тарбагатайский хребет

Размер шрифта: Больше Меньше
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
0

Немного о летних внедорожных приключениях.

Откуда появилась идея съездить к горам Тарбагатая? Первоначально Тарбагатай не входил в наши планы, но общение с членом географического общества и постоянным читателем, плюс еще и родственником Иваном Моисеевым, привело к серьезному изменению планов. Если вы едете из Зайсана в Алмату, почему бы не переехать Тарбагатай? — согласитесь такой вопрос звучит провокационно.
Действительно, выезжая с Киин-Кериша, мы огибали озеро Зайсан, проезжали через одноименный город, потом опять вдоль Зайсана на Аягоз, на Алматинскую трассу. Путь не близкий, более 1000 км., доехать за один раз до Поющего Бархана было практически невозможно, поэтому я предполагал заночевать где-нибудь прямо в степи. Однако вариант со штурмом Тарбагатайского хребта решал эту проблему и открывал новые горизонты.

Если удастся переехать горы, мы окажемся прямо на берегу озера Алаколь, его можно объехать с восточной стороны вдоль границы с Китаем. Один день провести на озере, а потом продолжить путь по алматинской области. Кроме того, в отличии от просто замечательных пейзажей и красот природы, Тарбагатай обещал также еще и неплохой тест для наших внедорожников. Ни до, ни после Тарбагатая особых сложностей в пути наших боевых коней не ждало, а вот  земля вокруг перевала была «терра инкогнитой». И я приступил к разработке маршрута.

В первую очередь вооружился спутниковыми картами и топографической картой, присланной Иваном. Как ни странно, но лучшие спутниковые снимки оказались у Майкрософта на Bing — видимо, спасибо картам Нокиа, доставшимся по наследству. Практически весь тарбагатайских хребет был отснят с удивительно хорошим разрешением, можно было прекрасно разглядеть все дорожки и тропинки, речки-ручейки.

Предполагалось два варианта маршрута — первый по бумажной карте, на ней через хребет вела едва заметная пунктирная линия. Мне удалось более менее соотнести ее со светлыми полосками на спутниковых снимках. К сожалению, полоски были едва заметными, постоянно прерывались, но один из знакомых Ивана сообщил, что дорога есть, он сам по ней ездил. Правда 20 лет назад.

Поэтому дополнительно проложил второй маршрут, расположенный в 30 км. от первого, полагаясь только на спутниковые снимки. Выбрал наиболее жирные светлые линии и по ним набил трек.

Итак, у нас два варианта. Оба варианта непроверенные, оба — с кучей пересекаемых ручьев и речек, текущих с гор, нас ожидала  пара десятков бродов, какими они будут? Что нам приготовит дорога? Можно было только догадываться, но тем интереснее путешествие. Люблю, когда путешествие переходит в приключение. А чем отличается обычное путешествие от настоящего приключения? Степенью неопределенности. В нашем случае степень неопределенности была высока. Не максимальна, все-таки навигация с помощью спутника дает большое преимущества, но тем не менее неопределенности хватало.

Потратив несколько часов и излазив на экране компьютера все ущелья Тарбагатайского хребта принимаю решение — ехать. В крайнем случае вернемся назад, на асфальт и поедем первоначально планировавшимся путем.
Предпосылки понятны. Поехали!

 

Должен быть путь... здесь должен быть путь.

Выезжаем на Тарбагатай с Киин-Кериша. Утро посвящаем небольшой фотосессии, собираемся и в путь. Наша первая большая остановка в г. Зайсан.

tarbagatay-2015-101
Возле гостиницы и кафе с эпическим названием Нурлы Жол.

Здесь мы слегка расслабляемся и обедаем, почти не отравившись. Заправляемся и выезжаем дальше. С опаской поглядываю на дороги в степи, дождей много, проезжаемы ли они? Увиденное внушает оптимизм, кроме того ехать будем в горы, поэтому грязи должно быть поменьше. Впрочем, как известно, грязи много и не надо. Можно встрять и на маленьком участке.

Проезжаем Аксуат, заодно поговорив с местными насчет дороги через Тарбагатай. Новости неутешительные — никто ничего о такой дороге не слышал. Впрочем не всегда общение с «аборигенами» — правильный путь для поиска решения. От Аксуата до хребта более 60 км., далеко не всех понесет в такую даль. Доезжаем до Кокжары и с полными баками пытаемся выехать в поле, в направлении гор. Первый затык случается в деревне. Спутник показывает речушку и мост через нее, но как к ней выбраться? Немного поплутав выезжаю на мост и …. Мост оказывается пешеходный. Есть минусы у спутниковых снимков. Впрочем под пешеходным мостом явно виден автомобильный брод, «форсируем» речку, делаем первые фотографии, пока мимо нас, сигналя от возмущения на городских пиджаков, остановивших движение, проносятся местные жители на разбитых экземплярах сссровского автопрома.

Первый настоящий брод
Первый настоящий брод

После реки выезжаем на запланированный маршрут и летим к горам, видным на горизонте.

Впереди высятся горы. Но если присмотреться ...
Впереди высятся горы. Но если присмотреться …

Вечереет, машинки бегут по накатанным полевым дорогам, наконец Тарбагатайский хребет перед нами, первый въезд в ущелье, у всех приподнятое настроение.
— Мы уже приехали?
Раскрываю страшную тайну — это не тарбагатайских хребет, это всего лишь небольшие холмы перед ним, а до него еще — 60 км! Хотя на самом деле это не тайна, расстояние всем озвучивал раньше, просто мозг хочет выдавать желаемое за действительное.

И мы поехали дальше. Выбирая путь я прокладывал его так, чтобы он по максимуму шел по накатанным полевым дорогам, тем не менее, по факту, часть из этих дорог просто в какой-то момент исчезала, и мы ехали в чистом поле, в направлении следующего спутникового следа.

tarbagatay-2015-104

Как и положено в горах большая часть дорог прокладывается по ущельям, поэтому временами дороги шли просто по дну ручьев. Иногда их преграждали большие валуны, свалившиеся с гор. Местами камни были взорваны видимо очень много лет назад.

То въезжая в ущелья, то выбираясь из них, мы планомерно приближались к нашей цели.

tarbagatay-2015-105
Короткая передышка на относительно ровном участке и снова в бой

Средняя скорость движения болталась в районе 15 км/час, поэтому на весь путь ушло очень много времени. В непосредственной близости к Тарбагатаю дороги становились совершенно бездорожными, поэтому кое-какие корректировки приходилось вносить в маршрут прямо по месту. В целом нужно сказать, что на 90% путь наш прошел по предварительно подготовленной в Астане трассе. Только в самом конце пришлось сделать небольшой крюк, удлинивший маршрут километра на 4, так как намеченная дорога оказалась столь плохого качества, что мы ее объехали.

tarbagatay-2015-106

Особо фотографий не делали, картинкой все равно не передать эту поездку. Наша машина шла первой, за руль я посадил Андрея, сам «рулил» с помощью 7» планшета Sony специально приобретенного для этой поездки. Большой экран позволял хорошо рассматривать участки на офлайновых картах. Спасибо Андроиду!

Немного видео о наших бродах для разнообразия:


Мы старались держаться немного впереди, так как местами в ущельях количество видимых спутников уменьшалось до критичного и GPS начинал ошибаться, уводя нас порой немного в сторону. Увидев ошибку мы быстро возвращались назад, к этому времени подъезжал основной отряд и уже ехал правильным путем. Впрочем, такие ошибки были весьма немногочисленны.

Наконец мы выезжаем на последнее поле перед Тарбагатаем.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Уже почти ночь, перед нами стоянка пастухов, бараны, собаки, характерный запах сельского хозяйства.

На всех парах да под горку!
На всех парах да под горку!

Все в сборе. В глубине снимка - настоящий Тарбагатай. По прямой до него всего 10 км.

Все в сборе. В глубине снимка — настоящий Тарбагатай. По прямой до него всего 10 км.

Еще 5 км. в сторону намеченной точки и мы выезжаем к небольшой речке. Темно, прохладно, куда ехать дальше — непонятно. Самое время разбить лагерь и заночевать. Утро вечера мудренее, еще никогда в жизни этот совет не подводил.

5 часов утра на Тарбагатае.
5 часов утра на Тарбагатае.

tarbagatay-2015-111

Лагерь спит
Лагерь спит

Утром, пока готовим чай-кофе, к нам прискакивают и приезжают местные чабаны, принявшие нас за геологов. И в разговорах с ними проявились таланты Талгата, который похоже умеет разговаривать на всех существующих вариантах казахского языка. Без каких-либо проблем, моментально вступая в контакт с местным населением, Талгат оказал неоценимую помощь в этой части нашего путешествия. От местных узнаем, что дороги нет. Была когда-то, но давно размыта и не существует. Те следы, что мы видим, идут в сторону пограничной заставы, это я знаю и по спутнику, а туда нам точно не надо.

Взвесив все «за» и «против» предлагаю команде поехать на резервный маршрут, который пробит по явно прокатанным полевым дорогам. Все согласны, но есть одно но. Я не предусмотрел такого варианта, поэтому у меня есть два трека на Тарбагатай со стороны асфальтовой трассы, но нет трека между ними. Вспоминая по памяти этот участок и разглядывая офлайновый кэш спутниковых снимков понимаю, что испещренная полосами темно-зеленая масса между двумя треками скорее всего либо совсем не проходимая, либо проходимая, но с большими проблемами. Деваться некуда, будем ориентироваться на местности. Опять по машинам и вперед к приключениям.

tarbagatay-2015-113

Выбираю маршрут вдоль хребта, Слева тарбагатайский хребет высотой до 1700 метров в этой части, справа прилегающие к нему горки, высотой «всего» 1300 метров. Катимся, общаясь через Талгата с местными. Видимость по картам плохая, дорог практически нет, ехать приходится по наитию и это наитие как-бы говорит — таким путем есть большой риск не доехать.

tarbagatay-2015-114

tarbagatay-2015-115

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По прямой до запасного маршрута всего 15 км, но это могут быть не проходимые километры. Встречаем очередных пастухов и по их совету решаю отворачивать от хребта в сторону цивилизации. Через 10 км. согласно карты мы должны выбраться из гор на плоскогорье, еще через 10 км. выехать на запасной трек, а потом еще 30 км. в сторону Тарбагатайского хребта и мы будем в нужном мне ущелье.

Как только появляется ясность, становится проще. Все также медленно, проходя по 10-15 км. в час ползем среди гор и ущелий пока наконец-то не доезжаем до моего домашнего трека. Небольшое совещание с командой — что будем делать? Вторая попытка атаковать Тарбагатай, или ну его нафик — до асфальта те же 30 км? Решаем, что терять  нам нечего, бензин есть у всех, кроме того, запасливый Стас с головы до ног утыкан дополнительными канистрами, поэтому нет причин не поехать в горы! Опять поворот на 90 градусов в сторону хребта и вторая попытка!

Нам туда - прямо в зелень между гор
Нам туда — прямо в зелень между гор

На этом пути еще дома был обнаружен один проблемный участок — брод в изобилии зелени. Предчувствия меня не обманули. Подъехал к броду первым,  напрягло — отсутствие накатанной колеи.

Кто-нибудь здесь проезжал до меня?
Кто-нибудь здесь проезжал до меня?

Речка весело журчала по камням, но стоило в нее ступить…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дно было вымощено весьма крупными булыжниками по 20-30 и более см в поперечнике, глубина в месте съезда выше колена, общая картина дополнялась сильным течением. Устоять на камнях на ногах было весьма непросто.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как всегда вначале включаются руки, а потом уже мозги. Решаем немного поднять дно, начав засыпать крупными валунами трассу возможного проезда. Параллельно спиливаем ветки, которые могли бы помещать съезду. Чем дальше идет работа, тем больше у меня сомнений. Камни крупные, а поток воды сильный. Высок риск, что машину начнет разворачивать по течению, тем более, что на таких камнях резине цепляться не за что. Наши усилия по дноподнимательским работам пока не приносят видимого эффекта. Пришло время включать мозги. Просматриваю внимательно на планшете окружающую местность и нахожу по горе едва заметный объезд. Что же, мы славно потрудились, покидали камни, но лучше не рисковать. Это был единственный брод, который мы не преодолели, а объехали.

Дальше никаких отклонений от планов не было. Если говорить укрупненно. Если  в деталях …. На спутниковых снимках вдоль хребта идет достаточно хорошо накатанная дорога. В мыслях я видел ее как этакий степной автобан, по которому местные жители носятся на своих уазиках и нивах. По факту автобан оказался старой заброшенной колеей от какого-то ГАЗ-66, сильно заросшей, размытой, и точно не рассчитанной на наш клиренс. Добавим сюда то тут, то там стекаемые ручьи, и зубодробительное удовольствие нам было обеспечено.

Наконец-то все плохое заканчивается и мы во въезде в самое настоящее тарбагатайское ущелье. Ширина хребта в этом месте 17 км., высота до 2200 м. невооруженным взглядом видна колея, исчезающая в глубине гор.

Останавливаемся возле чабанов, поинтересоваться обстановкой. Те с удивлением смотрят на нас — тут дороги нет! Как нет, — говорю, вот же, и на спутниках и наяву! Да нет тут дороги — категорично заявляют пастухи. Нет и никогда не было. Никто в жизни тут не проезжал. Ни на машинах, ни на уазиках!

Странно. Время обед, решаем остановиться  возле ручья, вытекающего из ущелья, и пока команда готовит еду предлагаю Мурату все-таки углубиться на пару километров внутрь для разведки. Едем между смыкающимися горами и стадами коров. С трудом преодолеваем небольшой брод, поднимаемся на горку, ради чего пришлось даже включить понижайку на Паджеро 4, такой сильный был уклон,  и ……

tarbagatay-2015-123

tarbagatay-2015-122

Тайна спуниковых карт становится раскрыта. Перед нами хорошо накатанные колеи поднимаются прямо туда, к снежным вершинам Тарбагатая. Есть только в этих колеях одна странность — идут они не строго параллельно, иногда сходятся поближе, иногда чуток расходятся. Потому что выбиты колеи не колесами автомобилей, а лошадьми и крупнорогатыми скотинами!

Век живи, век учись! Оказывается, что те накатанные дороги, на которые я ориентировался, по факту оказались тропами животного происхождения. Разворачиваемся и спускаемся в лагерь. Уже понятно, что Тарбагатай в этот раз останется непокоренным для нашей команды. Конечно немного жаль, но такой вариант развития событий также предусматривался. Заканчиваем обед и пока еще светло стартуем назад, в сторону трассы на Аягоз.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Позади Тарбагатай. Мордой к цивилизации

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Нас провожает местное население

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Прощай Тарбагатай, увидимся ли когда еще?

Позади Тарбагатайский хребет чуть правее от нашего курса — высокая гора (более 2200 метров), выискиваю по спутнику дороги, которые позволят проскочить между горами. Дороги то появляются, то исчезают. Удивительно, как отлично накатанная полевая дорога, по которой в какой-то момент разгоняешься до 60 км/час за пару сотен метров може просто исчезнуть посредине поля! Приходится разворачиваться и искать другой маршрут. Но исчезающие дороги не самая страшная беда, в конце концов можно и просто ехать по степи в нужную сторону, и хотя на данных участках разрешение спутниковых фотографий не самое лучшее, тем не менее направление выбрать можно. Хуже другое — параллельно нам течет речка, которая, не будучи дурой, тоже выбрала маршрут в обход высоких гор, поэтому нам постоянно приходится переезжать с берега на берег.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Прямо пути нет, а так хотелось!

Учитывая, что этот год в Казахстане весьма дождливый, иногда дороги, ведущие к бродам, оказываются ловушками. Чтобы не рисковать и не повторять историю многолетней давностис 10-километровыми походами за трактором, приходится иногда идти и проверять путь ножками. И возвращаться, возвращаться и опять возвращаться.

Один из самых интересных бродов попался нам как раз на этом участке пути. Брод был явно не езженный, но на другом берегу шла хорошая накатанная полевая дорога (согласно спутника) и нам надо было туда. Потому что по нашему берегу речка через пару километров сливалась с другой, а значит пути вперед для нас уже не было. Только для них.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
На заднем плане видно колею. И куда она нас привела?

Брод грязный, активно перемешен крупнорогатой скотиной, с крутым берегом, но не глубокий. Если срезать землю, то проехать можно. Чтобы упростить себе задачу, первым запускаем Стаса на Патроле, он со своей мудовой резиной и весом продавливает берег, и, чуть не опрокинув домик, выскакивает на другую сторону. Достаем лопаты и подрезаем остатки грунта.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Паджеро на АТ-шной резине также перебирается через брод, приходит моя очередь. Ситуация не простая, поэтому сажусь за руль сам. Понижайка включена, не потому, что все слишком сложно и опасно, а потому что на пониженной передаче у джипа Джип гарантировано заблокирован межосевой дифференциал. Да и включать понижайку у джипа одно удовольствие, тюк на кнопку и все готово. Впрочем, как и обещал об этом позже. Подъезжаю к берегу, но показалось, что не попал в колею. Сдаю назад, слегка покрутив задним правым диагональным колесом (запомните этот момент, мы к нему еще вернемся позже) и дав пищу для ехидных дружеских комментариев, и спокойно переезжаю брод, чуть помесив асфальтовой резиной тарбагатайскую грязь. Джип опять удивляет, делает все легко и непринужденно!

Давим на газ и в ночи рвемся дальше к трассе. По пути встречаются пара небольших очагов цивилизации в виде маленьких аулов. В одном из них вновь штурмуем брод.

Темно, ночь. Брод не глубокий, шириной около 10 метров. Как навигационная машина переезжаю его первым, даю по рации назад команду двигаться левее, по перекату. Стас берет левее чуть сильнее, чем я предполагал, и немного промахивается мимо основного пути. Итог моей неточной команды — Патрол с прицепом на фаркопе падает мордой в речку с берега и застревает на брюхе.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Мы все радостные бегаем вокруг, отгоняя комаров, как же, опять приключение! Домик висит на фаркопе, к счастью все сделано немцами, поэтому надежно! Принимаем решение отцепить дом, и съехать Патролом в реку. Наваливаемся всей командой, с большим трудом, но домик снять удалось. Разворачиваем его на руках.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Патрол мородой стоит на дне речки, берег землистый, поэтому дав немного газу Стас с легкостью выбирается из засады, заодно показав, что значит настоящая подготовленная для такого рода мероприятий машина.

Подбираем упавшие челюсти, цепляем дом к машине и продолжаем путь. Уже практически в полночь останавливаемся в степи, отъехав от полевых дорог метров на 100 и разбиваем лагерь. Это ночное действие уже входит в привычку. Палатка, колышки, плитки, газ, консервы, 30 грамм вискарика, потеря сознания до следующего утра.

До асфальта — 5 км. Тарбагатайская часть пути окончена. Горы остались непокоренными. В этот раз. Но задача интересна для многих, поэтому обращаюсь ко всем читателям, если у кого есть информация о вариантах прохождения тарбагатайского хребта на автомобилях разумной степени подготовки — буду признателен.

 

Редактировалось Дата:

Комментарии

  • Михаил
    Михаил Пятница, 04 Декабрь 2015

    Тарбагатайские горы безусловно интересные. Даже напомнили что-то. Но впечатлений позитивных по дороге из Зайсана к Аягозу мы получили немного. Негатив, конечно, в большей степени связан с принадлежностью нашей машины к классу "пузотёрок". Тяжело было даже на грейдере после дождей. А уж съехать куда-то в сторону от более-менее накатанного не представлялось возможным. В сухую погоду, возможно, были бы другие мысли.
    Тем не менее, Тарбагатай остается одним из неизведанных районов Казахстана для автотуристов.

  • Евгений
    Евгений Вторник, 01 Декабрь 2015

    Клааасно, круто и так не хватало подобного в этом уходящем году. Ну чтож... радуемся, завидуем автору, участникам.
    Вступление один в один - мысли моего майского круиза. В одну машину просто постеснялся ехать. а ТАК... пунктирные линии то же видел ...)))
    Недавно поглядываю на те горы...года два. Хочется туда... основательно, на недельку.
    Есть ли трек? Есть ли мысли по этому маршруту? Новый сезон не за горами.

Оставить комментарий

Гость Среда, 12 Декабрь 2018