#MongolTrip2019 — часть 3
Заключительная часть про нашу поездку в Монголию.

#MongolTrip2019 - часть 1
#MongolTrip2019 - часть 2
ФИЛЬМ. #MongolTrip2019

Кроме хронологии будет несколько интересных тем.
День 11
Улан-Батор, 0 км
Сегодня день без автомобиля. Гуляли по центру Улан-Батора. Город очень интересный, динамичный, развивающийся. Движение даже ночью.
Если бы не кириллические буквы на вывесках, сказал бы, что мы где-то в Китае или Корее. Их влияние здесь очень обширно, а речь со стороны отдаленно воспринимается как китайская. Мы второй день подряд пьем колу из Гонконга. В целом, это разбивает ещё целую пачку стереотипов о стране. Мы ожидали немного не этого.

Но есть и ложка дёгтя в этой бочке меда. Маргиналы. Их довольно много. Или, может быть, их привлекает туристический центр? Но количество не отстаёт от числа западных туристов. Сидят и выпивают они практически во всех дворах и скверах. При чем, как появляются, так и исчезают мгновенно и очень внезапно. К нам пару раз "подкатывали" с вопросами "откуда вы". На английском и на русском языках. А вот в заведениях далеко не все работники понимают даже элементарный английский — такая ирония. Высокоинтеллектуальные алкаши — такого мы ещё не видели.

На прогулке нас застал ливень, который превратил улицы в дождевые каналы. Поэтому после посещения местного ЦУМа мы отправились в Музей динозавров.
Монголия — это страна с самым обширным захоронением динозавров. Их находят постоянно — скелеты, яйца, фрагменты. Далее мы прогулялись по площади Чингизхана. Оказалось, что вокруг места нашего проживания куча посольств. Живём, в общем, в центре. Через два дома от ЦУМа.

На самом деле, показалось, что сегодня устали больше, чем когда ехали целыми днями. Много людей, много нового. Общение на пальцах со смесью английского или русского.
Завтра едем смотреть конную статую Великого хана, а также парк с фигурами динозавров. Ну, а потом попробуем доехать до России — говорят, что переход на Кяхте круглосуточный. Ожидаемый километраж около 400 километров.

Новости от экипажа белого Дастера. Сейчас они также в Улан-Баторе — доехали на эвакуаторе, так как в Тариате им устранить поломку так и не удалось, загнали машину к дилеру Ниссан. Сегодня полная диагностика, часть запчастей в наличии. Надеемся, что исправят в ближайшее время. Возможно, им ещё удастся прокатиться по Монголии несколько дней — они не ограничены во времени так, как мы.
День 12
Улан-Батор и окрестности — Кяхта, 600 км, 17 часов
Сегодня был заключительный день нашего монгольского этапа. Съездили к конной статуе Чингизхана, погуляли вокруг, но внутрь не пошли, так как не были готовы к ценам на посещение и, уж тем более, на видеосъемку. Посещение - 30000 тугриков, съёмка - 150000 тугриков. Не так дорого, но мы уже потратили всю монгольскую валюту, а менять снова не хотели. Для местных цены в несколько раз меньше. Ну, как говорится, не очень то и хотелось. Статуя впечатляет, ее видно за несколько километров даже из-за холмов.

Далее посетили заброшенный парк с каменными динозаврами. Хотя, скорее, это какая-то полузаброшенная зона отдыха в монгольском курортном местечке. Забор, ворота закрыты. Признаков жизни нет, но перелазить не стали. Вдруг где-то притаился сторож с ружьем.

Вернулись в столицу, поели в одном из ресторанчиков Tse, где все блюда по 1 доллару (очень рекомендуем), и пустились в сторону границы.
340 километров ехали около 7 часов. На границе были в 12 ночи. Всему виной объезды.
Ощущение, что попали на Родину, перекопано 200 километров трассы, работы ведутся далеко не везде, зато везде есть грейдерные объезды разной степени твердости и пыльности. Трафик до приграничного города Дархан плотный.

После Дархана до границы отличная дорога — можно ехать 90-100 км/ч. Но!!! Скот блуждает прямо по дороге днем и ночью! Будьте осторожны!
Границу прошли всего за 2 часа. Кяхта отличается от Ташанты в плане организации погранперехода в лучшую сторону.
Встали на ночёвку на первой же парковке на объездной Кяхты. Прямо сидя в машине и проспали до утра.

Итого, с начала маршрута мы прошли уже около 4500 километров. По Монголии пройдено больше 2000. До дома ещё около 4000. Нас ждёт Сибирь!

Надеюсь поставить ещё одну галочку в личном деле и искупаться в Байкале.
День 13
Кяхта – Бабушкин, 400 км, 9 часов
Проснулись сегодня в машине. Вокруг хвойный густой лес.

Заправились и поехали в сторону Иволгинска, где находится центр буддизма России.

Дацан не очень старый и строиться начал уже в ХХ веке в послевоенные годы. Тем не менее место явно сильное и с приятной энергетикой.

По дороге остановились позавтракать "заварной" лапшой и бутербродами. Даже кофе сварить не поленились.
После посещения дацана заехали в продуктовый магазин пополнить наши запасы и пустились в путь к южному берегу Байкала. Кругом тайга и температура +33.

На Байкале нашли местечко на берегу в районе поселка Бабушкин. Здесь всего +20. Тем не менее двое из экипажа окунулись в ледяные воды. Надеемся повторить утром. Необычайно освежает.

Завтра в планах неспешный сбор и путь в 600-700 километров. Ночевать планируем где-нибудь в лесу или у водоема. А ещё лучше совместить.
Монгольская часть поездки завершена, но интересного ещё много!
День 14
Бабушкин — Куйтун, 600 км, 11 часов
Была довольно теплая ночь с непрерывным шумом волн.

Выехали в сторону Красноярска. Теперь почти весь световой день мы проводим в машине. Расстояния довольно большие, но и дороги вполне хороши. Много, где идут ремонты, но они, в основном, организованы очень грамотно - с реверсивным движением и объездами.

Сегодня прошли около 600 километров, в том числе все прибайкальские серпантины в районе Слюдянки. В ней же неожиданно отобедали весьма приличными бургерами.
Думали поесть позы (бурятский аналог монгольских бууз), но, по заверению местных, хороших здесь нет. Надо было есть в Улан-Удэ.

Хотели встать на ночёвку прямо в лесу, но съехав с трассы поняли, что нас съедят комары — их просто тучи. Да ещё и не кормили их явно давненько.
Поэтому доехали до Куйтуна и нашли вполне приличную гостиницу. Завтра до Красноярска примерно 750 км.

Появилось много дальнобойщиков, а значит — мы слушаем разговоры по рации.
День 15
Куйтун — Красноярск, 800 км, 12 часов
Прошли около 750 километров до Красноярска. Встретились тут с одноклассником, которого не видели 16 лет.

Дорога по прежнему хорошая, но трафик ближе к Красноярску очень плотный. На встречу насчитывали "колбасы" из 60 машин, которые плелись за каким-нибудь медленным длинномером.

Стараемся делать остановки по минимуму, так как обгонные маневры делать крайне неудобно.
Добавляют изюминки постоянные затяжные подъемы и спуски.

Красноярск нравился мне и в прошлые визиты сюда, но сегодня, даже на фоне всего увиденного за последние две недели — это невероятно красиво! Съездили на одну из смотровых площадок в Дивногорске, попарились в бане на даче у одноклассника и уснули крепким сном усталых путников.

Завтра едем в Новосибирск. До него нам около 800 километров.

День 16
Красноярск — Новосибирск, 800 км, 13 часов
За этот день мы добрались из Красноярска в Новосибирск. И дорога, в общем, хорошего качества, и выехали мы довольно рано, останавливались по минимуму, но все равно приехали уже в темноте.

Виною тому множество ремонтов дорог и реверсивное движение, которое организовано гораздо хуже, чем на предыдущем участке. Мы потеряли около часа на ремонте после Ачинска. Наслушались в рацию возмущений и споров от дальнобойщиков по этому поводу. А потом ещё час объезжали собравшуюся "колбасу". Да ещё и местность не очень располагает к обгонам — подъемы, спуски, постоянные закрытые лесом повороты.
Пробка была по 3-5 километров в обе стороны.

Заехали в Кемерово поесть. Быстро смогли найти только бургерную известной марки, где продавали кофе огромных размеров. Конечно, взяли и ведро кофе с собой.

В Новосибирске поразило обилие комаров и мошки. Стоило высунуться из машины, как они сразу атаковали.

Город мы не смотрели, да и в планах этого не было. Приехали к родственникам на дачу, попили чай и спать — завтра ранний выезд.
День 17
Заключительный. Новосибирск — Караганда, 1000 км, 15 часов
Сегодня нам предстоит, пожалуй, один из самых тяжёлых дней. Когда возвращаешься после долгого путешествия, то начинаешь невольно расслабляться ближе к дому.

Уже можно помечтать о встрече с близкими, родным душем и кроватью. Организм чувствует приближение расслабления и начинает засыпать.

Поэтому много лет назад взял за правило быть в крайний день максимально осторожным и неторопливым. Путешествие закончится только тогда, когда машина будет стоять на парковке у дома, а я буду пить чай у себя на кухне — до тех пор мы в пути!

Привычная дорога от Новосибирска в Караганду ничем особо не удивляла. Разве что утренней свежестью и туманом. Это и правда красиво, когда в нем укрывается опушка леса, дорога или стога сена.
Границу прошли всего за час. Как обычно, нам задавали кучу "глупых" вопросов про травматическое оружие, шокеры, ружья, сети и наш камуфляж. Спасибо, что на этот раз не заставили полностью выгружать багажный бокс, но под пол багажника всё-таки заглянули.

За эту поездку мне пришлось показывать автомобиль и выгружать вещи (полностью или частично) 8 раз! Так что удивить меня в плане досмотра уже сложно. Даже обшивку дверей простукивали — не знаю уж что можно понять по этому действию.

Как только заехали в Казахстан, нас накрыло ливнем. Видимо, это тот дождь, что ходил за нами кругами по всему маршруту.

К 9 вечера въехали в Караганду, сняли заключение к нашему фильму, и уже в темноте разъезжались по домам.
Итог путешествия
17 дней

8000 километров

Казахстан, Россия, Монголия

Гигабайты фото и видео

Море впечатлений
Нам определенно во многом повезло, но были и тяжёлые моменты, которые сейчас вспоминаю с улыбкой:
  • Маршрут должны были пройти 3 автомобиля. В итоге прошел только один RenaultDuster
  • Я сорвал пистолет на АЗС в Горном Алтае (в Кош-Агаче), за что заплатил штраф 1500 рублей с составлением протокола.
  • Провели больше 3 часов в горной реке пока искали как ее преодолеть
  • Успешно прошли внезапный ночной "лосиный" тест с коровами. Пожалуй, теперь 16.07.19 это мой второй День Рождения.
  • 2 раза тащили другие авто на буксире, в общей сложности около 200 километров.

Платные дороги
Да, не смейтесь, они в Монголии есть. За весь путь по Монголии мы собрали 6 талончиков по 1000 тугриков за проезд. В основном, билеты за проезд продают при въезде в крупные города или при появлении асфальта после проселочных дорог.

По цене одного хуушура вы покупаете своему автомобилю асфальт под колесами, а себе спокойствие на какое-то время.
Похоже, кстати, что не все такие билетные кассы работали при нашем проезде. Будок для продажи нами встречено гораздо больше. Но билетеры то ли на обед уходили, то ли были в отпуске.

Не удивлюсь, что вполне реально могло быть и то и другое.
Наш экипаж
В дальнем и сложном путешествии экипаж — это очень важная составляющая.

Вместе мы ели тушенку из одной банки, спали, сидя в машине, бороздили босыми ногами холодную горную монгольскую речку, гуляли по Улан-Батору ночью, нервничали перед пограничными переходами, жарились под солнцем в Хархорине, смеялись над неграмотными российскими вывесками и пытались заказать обед на монгольском языке, посещали полуразвалившиеся придорожные туалеты, тестировали монгольское пиво и вели неспешные вечерние разговоры.

Ребята по очереди сменялись на месте штурмана и развлекали меня разговорами. Конечно, были и нервные моменты, обусловленные усталостью и практически отсутствием личного времени и пространства.

Но мы их совместно сглаживали, а некоторые особо важные вопросы ставили на голосование.

Так или иначе, могу с гордостью сказать, что команда у меня была отличная!
Евгений — человек, закончивший МГУ с красным дипломом, который в настоящее время работает в системе образования. Мой "добрый" штурман, который старался выдвигать решения максимально человечные и удобные всем. Снабжал нас культурологической и исторической информацией о посещаемых городах и достопримечательностях. Часто выполнял роль бармена-кока, передавая на первый ряд сидений еду и питье. Его камуфляжный костюм очень понравился нашим пограничникам. Мы хотели оставить его в Улан-Баторе учителем языка и литературы в русской школе, но он отказался.

Есенай, ака Сеня — человек из системы IT, технарь. Отвечал за много хорошей музыки в дороге при помощи аудиотеки на своих телефонах, а также при помощи Яндекс-музыки при присутствии сети. Мой "адский" штурман, который предлагал решения максимально чёткие и однозначные. Первым лез во все броды своими ногами, за что и поплатился множественными укусами слепней, которые потом не миновали никого из нашей команды. Пригодился его водительский опыт и практические знания о работе автомобиля при преодолении разных видов бездорожья. Мы пытались уговорить его остаться в Монголии поднимать местные IT-технологии, но он отказался.
Безопасность в Монголии
Вопрос неоднозначный, так как много, если не все, зависит от того, в каком месте и в какое время вы окажетесь. Нам, возможно, очень повезло и каких-то недоброжелателей в Монголии мы не встретили. Зато на Алтае на одной из стоянок нам пытались вскрыть бокс. Не смогли или не успели, слегка отогнули его крышку.

Кроме того, создалось стойкое ощущение, что в Монголии мы чувствовали себя в большей безопасности, чем в России. Возможно, виной тому низкая заселенность Монголии или же все-таки большая доброжелательность людей, несмотря на трудности перевода.

Безусловно, ходить на массовые гуляния во время монгольских праздников, а также гулять по ночному Улан-Батору или ездить на столичный базар я вам не рекомендую. Проблем можно нажить с большой вероятностью. В остальном же, нужно соблюдать элементарные меры предосторожности.

Бандитизма на дорогах мы не встречали и не слышали о подобных случаях. По дорогам, даже плохим и очень отдаленным, все равно, хоть и очень редко, ездят автомобили. И, зачастую, автомобили эти наполнены большими монгольскими семьями с кучей детей и стариков.
Попросить помощи у местных вы также всегда можете. Несколько раз мы останавливали встречные автомобили прямо в глухой степи с вопросами о правильности направления движения и всегда получали ответ. Думаю, что с более масштабной помощью будет примерно такая же картина.

В Улан-Баторе довольно много алкашей и маргиналов. Часто они пытаются «стрелять» у прохожих иностранцев мелочь, делая это на английском и русском языках! Появляются они просто из неоткуда и туда же они исчезают в считанные секунды. Их можно встретить в каждом втором дворе даже центра столицы.

При встрече с подобными элементами лучше делать вид, что ты ничего не понял, в крайнем случае, кратко ответить и удалиться по своим делам. В столице все ценные вещи нужно держать при себе, избегать больших скоплений. Как и в любом другом крупном городе здесь есть мастера карманного дела.

Обычные люди относятся к туристам нейтрально или доброжелательно. Негатива мы не встречали. Только лишь неторопливость и пофигизм, который выражен, в первую очередь, у представителей сферы обслуживания. То, что вы у них чего-то не купите – это ваши проблемы.
Дороги в Монголии
Существует стойкий стереотип, что в Монголии нет асфальта, а все дороги представляют собой степные, максимум – грейдерные, направления. Разве что в столице на дорогах присутствует твердое покрытие.

Это немного не так. Безусловно, большая часть дорог остались грунтовыми, но основные трассы, соединяющие аймаки и крупные города, в настоящее время активно асфальтируются.

Есть три дороги, соединяющие запад страны со столицей. Южный путь лежит сквозь ровные степные просторы и пустыню Гоби, средний путь (которым воспользовались мы) проходит через множество горных массивов и лесов, северный еще более горист и изобилует озерами. Все эти дороги, условно, ведут из Ульгия в Улан-Батор и по протяженности составляют 1700-1900 километров.

Средний путь, и мы в этом убедились, в настоящее время почти весь асфальтирован. Нет асфальта только в самом начале около 200 км и на остальном пути около 300 километров в общей сложности. Но везде видны работы и скорейшее их завершение, ведь строят китайцы, а мы с вами знаем, какими темпами это грозит.
Совершенно другим является строительство дороги от Улан-Батора до Дархана (приграничный с Бурятией город). Тамошний ремонт напомнил мне строительство магистрали Астана-Караганда, когда все 200 километров трассы раскопаны и начинены ужасными грейдерными объездами с ямами и пылью, а построенных участков практически не видно.

Путешествовать по Монголии можно и на легковом автомобиле со средним клиренсом, но если вы хотите чуть быстрее проехать степные дороги или чуть дальше съехать с них, то нужен хороший кроссовер или внедорожник.

Если вы отправитесь по южному или северному пути, то важна резина. Лучше, чтобы она была нормальной АТ. МТ, пожалуй, будет лишней. Но и на обычных шоссейках проехать можно.

Просто захватите с собой пару камер и еще одну запаску. Острые камни могут сыграть злую шутку, оставив без колес в самый неподходящий момент. Средний путь можно проехать на обычной легковушке. Не так страшна Монголия, как стереотипные представления о ней.
Дух кочевников
Мы заметили, что у монголов очень силен дух кочевничества. Заметили мы его проявление не в том, что многие жители до сих пор живут в юртах (у которых, кстати, зачастую стоят Приусы и солнечные панели), а в том, как они перемещаются по своей стране.

Наше пребывание в Монголии почти полностью совпало с праздником Наадам, когда большая часть страны находится в поездках по родственникам и достопримечательностям.

Большие монгольские семьи, где нормальным считается трое детей, путешествуют, кажется, со всем своим скарбом. На крыше автомобиля непременно можно увидеть детскую коляску, велосипед или ковер.
При этом, монголы не стесняются и не боятся останавливаться там, где им захотелось.
Они не ищут специальных парковок, оживленных мест или каких-либо особых для этого условий. Захотелось – съехали немного с дороги и закемпинговали.

Часто, при этом, устанавливаются палатки или шатры, раскатываются коврики или ковры, ставятся столики. Вся семья кушает, пьет чай и созерцает окружающий мир. И так поступают не просто отдельные семьи. Так делают почти все! Настоящие автотуристы.

В таких действиях и проявляется то, что они не боятся свою страну. Они ей наслаждаются. Видно как они любят перемещаться на своих автомобилях по любым покрытиям и вовсе без таковых. Ведь автомобиль – это современный механизированный конь.
Машина для монгола
Это конь, который должен исправно служить своему хозяину. Это транспорт, а транспорт должен ехать. Ехать он должен везде, по любым дорогам и без таковых. Ведь иначе зачем он нужен?

Мы часто наблюдали как монголы на Приусах и Сонатах с завидным хладнокровием покоряли степные дороги и направления, они же лезли в крутые горы, чиркали днищем и бамперами, но поднимались и ехали дальше.

При всей этой жесткой эксплуатации откровенно убитых автомобилей мы видели гораздо меньше, чем их можно увидеть у нас.
Похоже, что они любят поломать машины, но потом быстро приводят их в порядок.

Насмотревшись на монголов, я понял, что где-то глубоко в душе я тоже из этих краев, так как ездил долгое время на Нексии по любым дорогам и направлениям.

Конечно, есть откровенные перегибы в эксплуатации легковушек. Но, в целом, мне понравилось, что они не боятся пробовать и едут там, где им нужно, не отказывая себе по причине того, что машина низкая и не имеет полного привода.
Автопарк Монголии
По личным наблюдениям 98% автопарка составляют японские автомобили, среди которых превалируют праворульные Тойоты.

Среди всех моделей Тойоты самыми популярными являются Приусы любых поколений, их, пожалуй, не меньше 80%.

Так что, отправляться сюда на автомобиле этой марки вполне удобно.
Европейских марок встречается крайне мало. Автомобили Рено мы встречали раза 4. Это были Каптюры и Колеос. Дастеров на монгольских номерах замечено не было.

Автомобилей российских или советских марок мы также не увидели, кроме пятерки лихих уазов-буханок, которые возили русских туристов в окрестностях Хархорина.

Ночевки
Как вы уже поняли, наш экипаж состоял из трех человек. Часть ночевок мы проводили в гостиницах. В основном это происходило в России. В Монголии мы старались останавливаться диким кемпингом на природе – ведь, в том числе и за этим мы сюда ехали.

В моем Рено Дастере уже больше года установлен экспедиционный спальник. Да-да, примерно такой же, как ставят в большие внедорожники. В итоге в разложенном состоянии в салоне организуется кровать размером 180*130 см.

Этого вполне хватает для нормальной ночевки двух человек. Кроме того, непосредственно перед выездом моим штурманом Евгением была приобретена отличная оранжевая палатка. Фирму и характеристики не помню, но она реально классная!
Ночевку в палатке с уверенностью освоил другой член экипажа – Есенай. Мы же с Женей ночевали в машине.

Спальник в автомобиле это очень удобная вещь для здорового сна на абсолютно ровной поверхности, в сухости и тепле. Единственный минус - в габаритах Дастера – не очень удобно залазить/вылазить из этого домика. Чтобы поменять положение из транспортного в спальное, у одного человека уйдет не больше 10 минут. И большую часть этого времени раскладывающий будет занят перекидыванием вещей из багажника в салон. Примерно столько же времени уходит, чтобы поставить палатку на земле.

Вот таким уютным способом и происходили наши ночевки. Мы вытаскивали стол и стулья, садились рядом с машиной и палаткой. Вели трапезу и вечерние разговоры.
Итоги – маршрут, дни, километры, деньги
Давайте еще раз подведем итоги путешествия.

На всю поездку нам понадобилось 17 дней. Для более комфортного возвращения нам не хватило пары дней, которые мы хотели изначально провести в Красноярске и на Байкале. Пришлось последние несколько дней ехать без передышек.

Внимательные читатели, наверное, заметили, что основная масса моих дальних поездок вписываются в сроки – 10 или 17 дней. Все это для того, чтобы можно было взять 1 или 2 полных недели отпуска, к которым прибавляются два выходных дня перед отпуском и пятница, которую можно теоретически взять без содержания. Привычка сформировалась уже много лет назад, по сей день остается актуальной и удобной временной формой для поездок.

К сожалению, или наоборот, мне всегда приходится держаться графика. Пока что, не могу себе позволить уехать в отпуск на месяц и без плана. Но этот же график позволяет в короткие сроки увидеть максимум и побывать в далеких краях. Да, у кого-то другие ценности в путешествиях. Но ведь о вкусах, возможностях и желаниях не спорят?

Маршрут мы подобрали исходя из качества дорог и того обстоятельства, что Монголию мы посещаем впервые.
Изначально выбранный южный путь через пустыню Гоби, мы поменяли на средний — через горы и леса, с дорогами лучшего качества и более интересными нашему глазу пейзажами.

Таким маршрутом я бы поехал даже с семьей, но в таком случае для комфортного путешествия нужно уже на неделю больше времени.

Количество пройденных километров – около 8000. По сути, от замены до замены масла в двигателе.

Кроме Монголии мы насладились видами Горного Алтая, Байкала и сибирской тайги.

Что же касается финансовой составляющей, то общую сумму затрат на поездку нашего экипажа я даже примерно назвать не смогу. Так как часть расходов мы делили поровну, а часть расходов была персонализированной. Кроме того, покупка сувениров и другие подобные расходы в поездках являются абсолютно необязательной частью, но присутствуют. Финансовые затраты могут сильно отличаться в зависимости от расхода топлива на вашем автомобиле, выбора гостиниц и пунктов питания.

Я лишь приведу некоторые цены, на которые можно ориентироваться при планировании поездки.

На момент нашего путешествия:
Цена газа
В Казахстане – 75 тг/л
В России – 16-26 руб/л в зависимости от региона и заправки
В Монголии – 1250-1350 тугр/л

Цена бензина АИ-95
В Казахстане – 165-170 тг/л
В России – 43-46 руб/л
В Монголии – 2300-2500 тугр/л
Условный обед на одну персону в придорожных кафе или средних заведениях в населенных пунктах
В Казахстане – 1000-1500 тенге
В России – 300 рублей
В Монголии – 150-250 рублей

Цены на средние гостиницы на одну персону
В Казахстане – не ночевали
В России – 600-1200 руб
В Монголии – 400-800 руб

Цены на продукты питания
В России – выше казахстанских на 20-50%
В Монголии – уровень казахстанских цен, кое-что ниже. Фрукты, вода и мучное – иногда дороже российских цен.
Путешествие поддержали:
Сеть Шинных центров Unityre (Алматы, Астана) - Unityre.kz
Компания КазИндастриОйл — официальный дилер моторных масел Лукойл (Караганда, Казахстан) - Kaz.io

Если остались какие-то вопросы, то задавайте. Буду отвечать в комментариях.
Кроме того, не пропустите видео из поездки. Там будет больше эмоций и подробностей. Следите за новостями и подписывайтесь на мой Инстаграм @AutotouristKz